Театр «ТАБу» завершил сезон «Диалогами о любви»





Молодежный театр «ТАБу», работающий под эгидой Еврейского Общинного Центра имени Розалинд Горвин, завершил девятнадцатый за историю своей деятельности сезон повторным показом своей новой постановки – спектакля «Диалоги о любви». Его премьера состоялась в конце июня в арт-центре «Квартира», а местом повторного показа было выбрано давно полюбившееся режиссеру и коллективу театра помещение «Музея Литературное Приднепровье», где обычно «ТАБу» показывает свои спектакли, для другой аудитории ценителей его творчества.

На показе «Диалогов о любви» побывала корреспондент нашего сайта Валерия Коваленко, которая рассказала нам о своих впечатлениях: «С одной стороны, «Диалоги о любви» по своей структуре не сильно отличались от предыдущих постановок театра в последние несколько лет (исключая, пожалуй, «Отель «Танатос»).

Это структурное сходство проявляется в том, что бессменный режиссер и художественный руководитель театра «ТАБу» Алла Бураковская подбирает подобные по духу, атмосфере и тематике произведения, которые затем «нанизываются» на одну нить. В «Диалоги о любви» вошли две новеллы – Валентина Распутина и Дины Рубиной, и инсценированные песни и стихи – начиная от Владимира Маяковского и заканчивая Булатом Окуджавой, Юрием Визбором и Марией Петровых. Преемственность традиций подчеркивала и тема – всегда, перед уходом на летние каникулы, «ТАБу» ставит спектакль о любви – и, пожалуй, в этот раз более ни о чем кроме нее, ибо постановка вышла глубоко лирической, чувственной и даже интимной. К этому перечню традиций, воплотившихся в новой постановке театра, добавлю любовь «ТАБу» к новым редакциям прежних спектаклей, так в этот раз в новом прочтении и с новым актерским ансамблем, была поставлена распутинская новелла «Рудольфио».



В остальном же «Диалоги о любви» представились мне спектаклем, в той или иной мере отличающимся от всех предыдущих работ «ТАБу», а в некоторых моментах – кардинально. Это было не похоже на все, что я видела в «ТАБу» до этого. Во-первых, удивил неожиданно уменьшившийся актерский состав – обычно на сцене задействованы более десяти человек, в этот раз – лишь пять актеров. Кроме того, в постановке принимали участие «друзья театра» Вера Василевская, Марина Вадина и Ольга Воротынская, которых всегда можно было увидеть на каждой премьере «ТАБу» – но лишь в качестве зрителей, а не участников действа. Во-вторых, в этот раз музыкально-поэтическая часть – стихотворения и музыкальные композиции – вышли на первый план и уже не выполняли, как раньше, функцию связующих элементов между одной новеллой и другой. Теперь основной массив выбранных для постановки стихотворений и песен был выделен в отдельный блок и стал первой частью спектакля – приглашенные «друзья театра» исполняли под аккомпанемент гитары музыкальные композиции, а актеры читали стихи. Важно отметить, что в этот раз ни стихотворения, ни песни не звучали в коллективном (хоровом или литмонтажном) исполнении, и звук не дополнял танец или даже минимальные движения, например, «пощелкивания пальцами». В «Диалогах о любви» театр полностью отказался от своих излюбленных и уже привычных приемов, начиная от коллективных построений в круг/полукруг/шеренгу и прочие сценические фигуры и заканчивая игрой со светом (которую в зале «Литературного Приднепровья» осуществить было бы и трудновато, так что действие шло при ярком дневном свете, что отнюдь не повредило ему).

Зато, как бы компенсируя отсутствие ненужного антуража, появились столь необходимые «жирные точки» в конце каждого из трех отдельных блоков постановки. В случае с первым, музыкально-поэтическим, точкой стало легкое, светлое и трогательное выступление Ольги Воротынцевой, в случае с новеллой «Рудольфио» – твердая, но незатянутая, эмоционально-напряженная пауза, а в последнем блоке, в театральной зарисовке по мотивам рассказа Дины Рубиной «Мастер-Тарабука», финальным аккордом стал уход главного героя в зрительный зал.

Ну и наконец, что, пожалуй, самое важное – при просмотре «Диалогов о любви» появилась твердая уверенность в том, что каждый из участников спектакля находился исключительно на своем месте, роли были распределены очень точно, и каждый артист играл то, что подходило по внутреннему содержанию только ему (и, на мой взгляд, никому другому из задействованных в постановке). Так, София Драпкина, единственная из актерского состава, которой досталась «второстепенная» роль, убедительно вошла в образ жены-лентяйки, жены, занятой вечно всем и вся, кроме своего мужа, и особенно – своей внешностью. Именно такой и получилась супруга главного героя новеллы «Рудольфио».

Георгий Иткин и Диана Васильковская сыграли лирическую пару из рассказа Валентина Распутина – Рудольфа, 28-летнего мужчину и Ио, влюбившуюся в него школьницу, экзальтированную девочку, которую кто-то может назвать «не от мира сего», а кто-то – просто маленькой, истеричной дурочкой. В инсценировке новеллы «Мастер-Тарабука» Дмитрий Эндельштейн и Лариса Суркова предстали в образах двух исключительно «художественных натур», любителей и ценителей прекрасного, которые, влюбленные друг в друга беззаветно, были разлучены СПИДом, сомнениями и страхом.

Все происходящее на сцене шло по нарастающей – сначала стихи и бардовские песни, которые дали спектаклю и зрителям верный тон и настроение, затем – «Рудольфио», с четкой демонстрацией в финале чувства сожаления о несделанном и молчаливого примирения главного героя со сложившейся ситуацией. В завершение – «Мастер-Тарабука», где было показано нескрываемое и болезненное переживание от утраты любимого человека, с криками и разбрасыванием декораций по сцене (что, впрочем, выглядело отнюдь не театрально, а естественно).

На мой взгляд, и в других местах этой постановки театра «ТАБу» не было обычных натянутостей, «ненужных» эмоций или неуместных истерических ноток. (Они были, но – лишь к месту, то есть там, где обойтись вовсе без них было бы вряд ли возможным: ведь в характерах двух персонажей спектакля – девушки Ио и юноши Мити – истеричность, экзальтация и чрезмерная впечатлительность в значительной мере есть ведущая черта).

В общем, две новеллы, песни и лирические поэзии, помещенные в спектакль, полностью соответствовали его названию. Это действительно были диалоги о любви (хотя иногда и монологи, но адресованные таинственному и невидимому зрителям адресату). Это было про любовь, про то, как разные люди в разных обстоятельствах определяют для себя это чувство и ощущают себя в нем, о том, где находится граница дозволенного для влюбленного человека, да и есть ли она вообще. Ну, а как сказала Алла Бураковская по завершению действия – лучшим эпиграфом к этой постановке могли бы стать строки Евгения Евтушенко: «Надо обняться, чтоб вниз не сорваться, а если сорваться – сорваться вдвоем».

Традиционного обсуждения постановки после ее окончания в общем-то не последовало, а прошло, скорее, чествование режиссера и актеров, в адрес которых прозвучали теплые и восторженные слова от бывших участников театра, учеников Аллы Бураковской – Юрия Артюхова, Ирины Воловельской, Алены Фальковской и многих других зрителей.

Директор программ «Джоинт» в Юго-Восточном регионе доктор Эстер Кац, которая впервые побывала на спектакле театра «ТАБу», пожелала его коллективу продолжать работу и в новом, юбилейном, двадцатом, сезоне блистать с новыми силами и ресурсами.

В свою очередь Алла Бураковская объявила о том, что в следующем сезоне она планирует сделать антрепризу – собрать ранее бывших в составе «ТАБу» актеров, но ушедших из него в разное время и по разным причинам, и подготовить с ними спектакли, посвященные более «взрослым» темам, в сравнении с другими работами этого театра».











Если Вы не зарегистрированы в Контакте, можете написать нам ,
и Ваш комментарий обязательно будет размещен на странице сайта.






Нравится 56