Американцы Моисеева закона

Несколько недель назад я вернулась из необыкновенного для меня путешествия. Кто бы сказал - я и не поверила бы, что попаду в Нью Йорк, город за океаном. Я готовилась к этой поездке долго – 2 месяца. Учила английский язык, читала о городе, составляла себе список мест, в которых хочу побывать, список подарков, которые должна привезти моим родным и друзьям… И очень старалась ничего не ждать, никак себе не представлять то, что произойдёт в Америке, поскольку по опыту знаю, что тот, кто чего-то ждёт, так и остается в состоянии ожидания чуда, даже после того, как поездка закончилась, не замечая тех неожиданных чудес, которые могли бы случиться, если бы их заметили вовремя.

Итак, преодолев путь до Киева, осуществив 10 часовой перелёт над Атлантикой, ровно через сутки после выхода из дома в Днепропетровске, я вышла из здания аэропорта Кеннеди и открыла для себя Новый Свет.

Первое, что удивило – прозрачность воздуха, неведомая на Украине. Чистота дорог, машин. Уже несколько десятков лет правительство Нью Йорка ведёт политику выноса производств за пределы города и очищения окружающей среды. Нас встретил водитель Леон, сотрудник института Браунстоун, который в сотрудничестве с АРК «Джоинт» организовал этот семинар. Оказалось, что водитель в молодости жил в Одессе и был Лёней. А теперь он Леон и живёт в Бруклине. Первую экскурсию по городу провёл нам с коллегой Владимиром Коганом именно он. Мы ехали на Манхеттен, через Квинз и мимо множества интересных мест, которые уже и не упомнить, да это и не важно. Важно было увидеть их и почувствовать – я в Нью Йорке, в совсем другом городе, совершенно другой стране, дышу иным воздухом. Доехали до гостиницы. Адрес – Медисон авеню 88. Вы представляете – Медисон! Как в кино. Рядом – Медисон Сквер, Импаир Стейт Билдинг, рядом – Ешива Юниверсити, рядом – всё… Куда пойти в первый вечер в Нью Йорке? Встретившись с ещё одной коллегой, прилетевшей из Харькова – Евгенией Лопатник – мы отправились гулять по паркам и скверам. Начали с Медисон Сквер, прогулялись по Вашингтон Сквер, вышли на Бродвей и пошли, куда глаза глядят. А они были широко раскрыты и пытались объять необъятное. Хотелось впитать в себя этот пейзаж, почувствовать , что ты здесь.

На следующий день начался семинар. Американский распределительный комитет «Джоинт», его Иерусалимский отдел во главе с Асафом Каниэлем и Нью Йоркский институт Браунстоун под руководством Игаля Котлера организовали для еврейских образователей из различных городов бывшего Советского Союза поездку по еврейским организациям Нью Йорка с целью знакомства с инновационными технологиями в неформальном образовании и обмена опытом между сотрудниками еврейских организаций столь различных по своей ментальности общин. Открытие семинара происходило во временном офисе Браунстоуна, так как основной корпус института ещё не достроен. Как оказалось – количество участников семинара не велико – всего девять еврейских образователей приняли участие в семинаре: я, Зимирева Анна (Днепропетровск); Лопатник Женя, Маг ас Алла (Харьков), Коган Владимир (Луганск); Лондон Марина (Одесса),Ройлян Николай (Кишенев), Варкин Игорь (Тюмень), Патракова Юлия (Санкт-Петербург), Карчевская Юля (Москва). Мы познакомились между собой, познакомились с администратором семинара – Зоей, нашим переводчиком и руководителем организации «КАДЖЕКО», крышевой организации, что объединяет между собой разнообразные программы для русскоязычной еврейской общины Нью Йорка. Этот молодой и симпатичный человек, переехавший в Америку из Симферополя, ввел нас в общем в курс дел общины, рассказал о больших проектах, которые существуют сейчас, описал, как появились некоторые из них. Например, рассказал что сеть еврейских детских садов, которая сейчас имеется в городе, возникла сравнительно недавно – 15 лет назад, развилась она с одного единственного домашнего детского сада, в котором изначально было всего 4 детей. Сейчас же светские еврейские детские сады «Каджеко» есть во всех районах Нью Йорка и не только.

Также на нашей первой встрече мы согласовали ожидания от семинара, Асаф и Игаль познакомили нас с программой семинара и рассказали, что по городу мы будем передвигаться в основном пешком и на метро. Предупредили нас, что недавно одна их городских газет устраивала конкурс на самое страшное фото нью-йоркской крысы, жительницы подземки. Так что нам стоит быть осторожными и смотреть под ноги… Как выяснилось позже – это нью-йоркцы сильно преувеличивают степень «страшности метрокрыс» – они сравнительно не большие и достаточно милые.

После ужина в кашерном ресторане «Тверия» мы снова вышли на улицы города и в этот раз отправились в напрвлении легенды – на Таймс Сквер. Это площадь, кишащая людьми – туристы, местный люд, художники, полицейские и герои мультфильмов и кино, дети визжащие от восторга… Тут со мной произошел забавный случай: шла я по улице, высоко задрав голову и рассматривая рекламные экраны, огромные и пёстрые, рассматривала их увлеченно, думая о том, что увидеть это дано не каждому, много в этом кича и чрезмерности, но есть и некий шарм… Тут – вдруг – специфический звук автомобиля, резко ударившего по тормозам, кто-то быстрым и сильным движением одёрнул меня, а точнее просто переставил с места на место, будто пешку. Я очнулась от своего зачарованного сна на яву и сообразила, что произошло: я только что не заметила, что вышла на середину проезжей части, слева от меня затормозила желтая машина нью-йоркского такси, а кто же меня спас? Поворачиваю голову и вижу – Человек Паук! Меня спас Человек Паук ! Как в кино рядом со мной стоит красно-синий Спайдермен. Я сказала ему «Спасибо», а он ответил, что спасать мир и таких людей, как я – его ежедневная работа. Когда я возвращалась в гостиницу после прогулки, я увидела, как он приглашал в один из магазинов детской одежды ребят примерить новую коллекцию одежды с изображениями Человека Паука. Кто-то может сказать, что он просто актёр, но я-то точно знаю – Человек Паук – настоящий).

Первый день обучения очень плодотворно, так как оставил после себя большой знак вопроса. Мы побывали в педагогическом центре, методисты которого заняты тем, что разрабатывают новые методы обучения еврейским знаниям детей и молодёжи. Центр этот провёл ряд собственных исследований, на основании которых утверждает, что средний американский школьник, в том числе и еврейский, проводит в социальных сетях ежедневно по 8 часов. Следовательно, решили специалисты центра, чтобы быть доступными и интересными ребятам - необходимо выходить в интернет. В центре нам продемонстрировали несколько игр, с помощью которых можно заинтересовать детей изучением еврейской истории и насущными проблемами еврейского народа. Преподаватели делились своим опытом работы с помощью социальных сетей и мобильных телефонов, рассказывали о том, как эти гаджеты из врага учителя могут превратиться в союзника.

Впоследствии на одной из экскурсий, которая по сути своей была уроком за пределами класса, мы на себе испытали преимущества грамотного владения и уместного употребления современной техники. Мы и наш преподаватель Давид начали путь от Воул Стрит, посетили мемориал Гранд Зироу на месте двух башен-близнецов, исчезнувших и унесших с собой сотни жизней 11 сентября, прошли до Блюмендейла (одного из самых дорогих универмагов НЙ) и закончили свой марш у Рокфеллер Центра. В ходе этого пешеходного урока наш учитель использовал только одну вещь, не считая ресурса своих личных знаний – свой планшет Ай Пад. В начале мы говорили об архитектурных особенностях еврейских мемориалов и искали параллели между видами Израиля, музеем Холокоста в Берлине и другими памятными для еврея местами. Фотографии этих мест мы просматривали на планшете и обсуждали, сидя в кафе, неподалёку от бывших башен. Когда мы гуляли по универмагу и на площади Рокфеллер Центра, около магазина Лего, беседа ушла в сторону гендерной политики современного общества, говорили о том, как влияет на воспитание мальчиков и девочек производство и маркетологи, как они навязывают детям «любимые» цвета и ограничивают выбор, создавая иллюзию его бесконечности… Множество интересных тем, в том числе и о национальной одежде еврея, всплывало в нашей беседе. Теле и кино звёзды, которые позиционируют себя как евреи, - положительно или отрицательно влияют они на образ еврея?

Два дня нашего визита были посвящены студенческой жизни. Мы посетили кампус Гилеля в Бруклине в колледже, где очень высока концентрация русскоговорящего еврейского населения, встретили Шаббат в Нью Йоркском Университете, в суббнашейоту утром были приглашены на молитву в студенческий клуб Эн Вай Ю. Жизнь еврейских студентов Америки сильно отличается от той, что мы видим в бывшем СНГ. Поразительны те количества людей, которые приходят на Шаббат – мы присутствовали на Каббалат Шаббате на 300 студентов! И это - самая обычная пятница.

Авдалу проводили для нас ребята из популярного в Нью Йорке проекта «сТОРАтеллинг». Это команда актёров, музыкантов и художников, которые рассказывают истории из ТаНаХа, освещая их аудитории через призму своих собственных ассоциаций и интерпретируя их на современный лад. Один из участников проекта – певец, профессиональный актёр - вёл с нами беседу об Авдале, рассказывая о ней, как об истории первого Шаббта на земле. Адам и Ева впервые пережили ночь. Ранее в их жизни никогда не было ни холода, ни темноты. С какими же чувствами они ждали новый день, как переживали о том, взойдёт ли солнце снова! И как они были рады, когда увидели первые лучи восходящего солнца. Наверное, первый Шаббат после рассвета – самый счастливый день, когда либо прожитый на Земле. Когда он подошел к концу первая пара уже знала, что будет дальше – закат, ночь, новый рассвет. Поэтому они немного тосковали по чудесному дню, который уже никогда не вернется. Но и были полны надежд на новый. В таком состоянии мы участвовали в церемонии проводов Царицы Субботы и встрече новой доброй недели.

Ещё одно яркое впечатление, оставленное креативными людьми – это фрагмент спектакля «Соль земли», который нам любезно разрешили подсмотреть на репетиции (до премьерной!) в еврейском общинном центре «ЛАБА». В такие минуты ещё раз убеждаешься, что всё гениальное – просто. Абсолютно чёрный зал и сцена. На сцене – 200 кг соли. Главный герой спектакля – кукла, сшитая из военной сумки времён Шестидневной войны. Это – солдат, идущий по пустыне. Необыкновенно мощный, впечатляющий эффект присутствия достигается постановщиком вот каким образом: половину сцены занимает экран, на которы й проецируется то, что происходит с куклой тут же, рядом – на сцене. Только на экране кукла – в натуральный человеческий рост и всё, что происходит с ней, кажется происходящим с реальным человеком.

Поразили музеи - особенно музей эмиграции. Всё в доме говорит о том, что на дворе – 1916 год. Печь на углях, газовый рожок, актриса, что исполняла роль эмигрантки из Турции (сефардской еврейки) – говорила с акцентом, была одета в великолепно стилизованную одежду и обладала таким багажом знаний об эпохе и семье, члена которой она играла, что просто диву даешься. Музей эмиграции – пример того, насколько по-разному в наших странах относятся к музейному делу. В музеях Украины ничего нельзя трогать руками, там – можно всё. У нас считается неприличным перебивать экскурсовода, она же просила – остановите меня, когда надоест слушать, спрашивайте, что вам интересно. По сути, это не просто музей, это музей-театр, музей-ролевая игра. Это очень интересная форма неформального образования и было бы здорово повторить этот опыт в нашем городе или хотя бы стране.

Музеи в Америке – это вообще места, где можно не просто быть свидетелем, но и участвовать в событиях. Например, в художественном еврейском музее есть классы, в которых в выходные дни работают различные мастер-классы и можно прийти в них рисовать, лепить, творить по соседству с художником или даже под его руководством.

Мне посчастливилось попасть на открытие выставки в художественной галерее русско-еврейского автора Туровски. Повезло оказаться в первой синагоге, построенной на деньги русскоязычных эмигрантов. Побывать на концерте в Бруклинском клубе. Забраться на вершину Импаер Стейт Билдинг. Посетить ферму «Эденский сад», где дети школьного возраста живут по неделе или по нескольку в летнее время, питаются тем, что сами вырастили, участвуют в жизни природы – имеют возможность ходить в лес, плавать в реке и получать еврейское образование на лоне природы. Мы ходили в гости к Равину, автору передачи «Голос Америки» и издателю крупнейшей русскоязычной газеты в НЙ. Побывали в архиве Блаватника. Встретились с десятками интереснейших людей.

Это была интереснейшая поездка. Интересна она в основном своим многообразием. В Нью Йорке множество возможностей быть евреем. Таким, как ты хочешь евреем – ты сам определяешь, что это значит для тебя и находишь возможность реализовать своё еврейство так, как тебе по душе. При такой степени свободы определения себя как еврея есть нечто, что удерживает всю эту разношерстную компанию американского еврейства вместе. Это нечто – Тора, пусть даже многие и скажут, что они не религиозны, а тем не менее – евреи, всё-таки именно она, на мой взгляд, и является той связующей нитью, благодаря которой существует Нью Йоркская еврейская община. И это то общее, что есть у всех евреев по всему миру: сколько бы различий у нас ни было, есть и одна общая для всех ценность - Моисеев закон.

Аня Зимирева















Если Вы не зарегистрированы в Контакте, можете написать нам ,
и Ваш комментарий обязательно будет размещен на странице сайта.






Нравится 56